Выборгская сторона в фактах

Строительство и архитектура

Самый короткий в СПб проспект – Финляндский. От Большого Сампсониевского проспекта он протягивается до Пироговской набережной и набережной Фокина. Его длина – 263 метра.

Самый большой в мировой практике вес разводного крыла – 3225 тонн – имеет Литейный мост в СПб. Его разводное крыло также самое длинное в России (длина 55 м) и одно из самых широких в мире (ширина 50 м). При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты. Мост проходит над самым глубоким местом Невы - глубина реки в этих местах достигает 24 метра.

При сооружении моста впервые в России был применён кессонный метод строительства. На дно Невы, опускали перевёрнутые вверх  дном большие металлические ящики – кессоны.

Мост освещали электрические фонари инженера Павла Николаевича  Яблочкова. Литейный являлся первым и долгое время единственным из постоянных мостом в Петербурге, освещённым «свечой Яблочкова».

Сампсониевский собор - является одним из старейших и вторым храмом- памятником, построенном в Петербурге в честь военной победы России. Из икон собора особенно замечательны месяцесловы – лицевые святцы (первая половина XVIII века), расположенные на стенах трапезной. На этих иконах – образы святых или изображения праздников, соответствующих каждому дню месяца года. Это самые большие иконы подобного типа, сохранившиеся в храмах Санкт-Петербурга.

Перед собором находится колокольня. Высота сооружения 37,5 метра. Достопримечательностью колокольни является её главный колокол – один из самых больших колоколов, сохранившихся до настоящего времени в Петербурге, отлит в 1763 году в Москве, его вес – 400 пудов. На боковых стенах колокольни в 1909 году Императорским Русским военно-историческим обществом были установлены три чугунные доски с текстами речей Петра I, обращённых к русским воинам под Полтавой.

Искусство

Первый в городе народный театр был создан в июле 1959 года. По решению президиума областного Совета профсоюзов звание народного театра Выборгской стороны получила театральная студия выборгского Дворца культуры.

В строительстве «Дома» участвовали рабочие Выборгской стороны.

Во Дворце работали многие форумы и конференции, проходили важные встречи, собрания и мероприятия. В 1936 г. здесь прошёл XV Всемирный конгресс физиологов с участием академика И. Павлова. Великий композитор Дмитрий Шостакович дал здесь свой первый концерт.

Образование

Весной 1918 года на мызу «Прудки» пришли новые хозяева. На вилле Осипова и соседних дачах разместилась первая в Российской Федерации единая трудовая школа-колония. В ней тогда насчитывалось 300 воспитанников – детей рабочих Петрограда и беспризорных ребят с Урала и Поволжья. При школе имелись молочная ферма, птичник, огород, оранжерея. Основой учёбы и воспитания в этой школе, которую в обиходе называли колонией «Прудки», был труд. В начале 20-х годов здесь побывал будущий автор «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко, который знакомился здесь с постановкой учебной работы, с методами организации труда. Сейчас о прошлом напоминает лишь камень-валун с надписью: «Villa Kumbercia 1865», наполовину вросший в землю да столетний дуб рядом с ним.

В 1986 году в Выборгском районе Санкт-Петербурга на проспекте Просвещения появилось новое красивое здание, построенное специально для первой в городе Детской школы искусств. В 1999 г. Детской школе искусств было присвоено имя Георгия Васильевича Свиридова, замечательного русского композитора, жизнь и творчество которого долгие годы были связаны с нашим городом.

Школа Свиридова - самое большое учебное заведение города в области культуры.

Промышленность

Первая в России сахарная фабрика была открыта в СПб при Петре 1. В 1718 году купец Павел Вестов и «немец» Еремей Кизель организовали на «кумпанейских началах» сахарную фабрику. Они получили удобное место на нынешней Выборгской набережной неподалёку от казённой пристани для принятия иностранных кораблей. К 1720 году фабрику построили, а с14 июня 1720 года она заработала. Фабрика (в дальнейшем завод) существовала до 1918 года. Она много раз переходила из рук в руки, горела, перестраивалась. В один из периодов её истории рабочим из опасения новых пожаров было запрещено курить; уличённый в курении немедленно увольнялся. Память о существовании фабрики сохранилась в названии Сахарного переулка на Выборгской стороне.

Первый в мире бескарбюраторный двигатель (дизель), работающий  на нефти, был изготовлен в СПб в 1899 году на заводе «Людвиг Нобель» (ныне «Русский дизель»). Мощность двигателя составила 20 л. с.

В 1857 году на Выборгской стороне возник Металлический завод, на котором начали строить первые отечественные турбины. В 1907 году он выпустил первую паровую турбину мощностью 200 киловатт. Всего за дореволюционный период завод построил 26 паровых турбин для электростанций общей мощностью 8967 киловатт, причём самая крупная из них имела мощность 1250 киловатт.

В 1923 году Металлический завод, освоил выпуск  первых советских паровых турбин, а в 1924 году здесь была создана первая в нашей стране гидравлическая турбина мощностью 368 киловатт для Окуловской бумажной фабрики. С территории завода её вывозили на двух телегах. Проработав 35 лет, колесо окуловской турбины вернулось к своим создателям на заслуженный отдых. Сейчас оно стоит на почетном месте в гидротурбинном цехе как музейный экспонат.

Большинство российских машин для производства синтетического волокна – 90% выпускаемых по всей стране – создаётся на заводах петербургского объединения имени Карла Маркса.

Транспорт

Первые трамвайные линии

Первые в Санкт-Петербурге трамвайные линии появились зимой 1894-1895 годов. Они прокладывались по льду Невы. Это объяснялось тем, что владельцы конных железных дорог, заключившие в своё время долгосрочный контракт с городской управой на монопольное владение городскими железными дорогами, отказались расторгнуть его. Однако права хозяев конок не распространялись на водные протоки. Движение трамваев по Неве продолжалось пять зим; оно открывалось с наступлением морозов  и осуществлялось по маршрутам: Сенатская площадь – Мытнинская набережная Петербургской стороны; Суворовская площадь у Марсова поля – Выборгская сторона; Суворовская площадь – Петербургская сторона. За сезон «ледовый» трамвай перевозил около 900 тысяч пассажиров.

Первые трамвайные вагоны поставлялись из-за границы. Это были небольшие двухосные вагоны с полуоткрытыми площадками, вместимостью до 42 пассажиров. Водитель должен был работать стоя.

 Первые советские серийные мотоциклы были изготовлены в 1930 году на заводе «Красный Октябрь» (ныне завод имени В.Я. Климова) в Ленинграде. Три первых мотоцикла из серии, названной «Л-300», успешно прошли испытательный пробег длиной в 3000 км, начавшийся и закончившийся в Ленинграде. После успешного пробега началось серийное производство мотоциклов.

Медицина

Военно-медицинская  академия

В академии были открыты первые в России клиники - терапевтическая и хирургическая. Первая в мире кафедра госпитальной хирургии была создана в петербургской Медико-хирургической академии. С 1841 по 1856 годы кафедрой руководил выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. В академии писались первые русские медицинские учебники. В 1811 году начал издаваться первый в России периодический научный медицинский журнал. Академия стала инициатором высшего женского медицинского образования в России.

В главном академическом корпусе находится фундаментальная библиотека академии. По богатству фондов в 1917 году она занимала первое место в России и третье среди медицинских библиотек  мира. Сейчас она является крупнейшей медицинской библиотекой в Европе.

Крупнейшей в мире являлась в момент создания и открытия Городская детская больница. Штатных кроватей в ней было 650, а служебный персонал состоял из 24 штатных и 4 сверхштатных врачей, 2 фельдшеров,56 сестёр милосердия, 2 массажисток, 232 сиделок, 22 палатных служителей, 6 служителей при дезинфекционной камере и 149 низших служащих. В её проектировании, устройстве и оборудовании принимали участие такие видные врачи-педиатры, как К.А. Раухфус, И.П. Коровин и В.Н. Рейтц, она считалась лучшей в Петербурге в 1905 году . Ныне это –  Санкт-Петербургским государственным педиатрическим медицинским университетом.

В 1935 году «Больница-медвуз» преобразуется в Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ). Институт становится первым в мире специализированным вузом, где уже со студенческой скамьи готовят детских врачей - педиатров.

Спорт

Первая спортивная школа плавания

Первая и крупнейшая в дореволюционной России спортивная школа плавания была основана в 1908 году по инициативе доктора (флотским врачом) В.Н. Пескова. Она разместилась на Суздальском озере в Шувалове, где для неё соорудили 25-метровый бассейн с вышками и трамплинами для прыжков в воду и трибунами для зрителей. Школа готовила специалистов по обучению и подготовке пловцов к соревнованиям; её выпускники получали звания «Магистров плавания» или «кандидатов в магистры». В 1914 году в Шуваловской школе плавания занимались уже около 500 человек. В школе состоялись первые игры ватерпольных команд; здесь получили начало прыжки в воду (на первых российских официальных соревнованиях по прыжкам участвовали только спортсмены из Шувалова). Школа дала сильнейший толчок развитию в России спортивного плавания и других водных видов спорта.

Шуваловская школа плавания

Первый в России матч по водному поло состоялся в 1910 году в Шувалово. Его организаторами и участниками стали пловцы Шуваловской школы плавания.

Лыжный спорт

Первое в России лыжное общество «Полярная звезда». Создано оно было в 1896 году в Парголове.

Первый в России трамплин для прыжков на лыжах был сооружён в 1906 году в Парголове при обществе «Полярная звезда».

Наука

Во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевидения в Выборгском районе, в 1956-1959 годах была создана первая в мире космическая телевизионная система. С помощью космической телевизионной системы «Енисей» 7 октября 1959 года были получены изображения невидимой стороны Луны и переданы из космоса на Землю.

Н.О. Яковлева - методист по краеведению

ЦДБ им. Н.А. Внукова ЦБС Выборгского района.